Вопреки различиям
Исследуя межнациональные браки
НИТИ ИСТОРИИ
О любви и браках вне закона
Когда именно появилась первая межнациональная семья, точно сказать не может никто. Но известно, что смешанные союзы были ещё во времена первобытно-общинного строя.
Межнациональные браки
в дореволюціонной Россіи
На Руси межнациональные семьи создавались по мере освоения новых территорий – Урал, Сибирь, Дальний Восток, Прибалтика и других. Особенно часто такие союзы встречались в дворянском сословии, поскольку выходцы из знатных родов были преимущественно нерусского происхождения.

В царской России межнациональные и межрасовые браки носили исключительный характер и были допустимы лишь в пределах одного социального круга или религии. В Своде законов Российской империи фиксировалось, что православные и католики не могут вступать в брак с нехристианами. Резко негативное отношение к подобным бракам было и в исла
ме. Мусульманам также запрещалось вступать в браки с людьми, принадлежавшими к другим религиям.

Однако ограничения на смешанные браки в ходе истории встречались и в других странах ➤
Быть вместе нельзя расстаться
Как запрещали смешанные браки
Законы, направленные на запрет смешанных браков, существовали в разные исторические периоды в отдельно взятых государствах, они позволяли правительству изолировать «нежелательные» расы, приравнивали отношения с их представителями к преступлению. Примечательно, что такие запреты встречались в разных странах как много веков назад, так и в обозримом прошлом.

В Италии конце V века король Теодорих Великий запретил смешанные браки между готами и римлянами. А уже во времена правления Муссолини Италия вернулась к этим запретам: резолюция Великого совета (Gran Consiglio del Fascismo) запретила брак между итальянцами и людьми, принадлежащими к неевропейским расам.
В XVIII веке во Франции было запрещено вступать в брак с чернокожими, мулатами и другими «цветными людьми»
Нацистская Германия в 1935 году также приняла закон о запрете смешанных браков. А закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года запретил ещё и сексуальные отношения и браки между этническими немцами и евреями. 26 ноября 1935 года закон распространился на «цыган, негров или их внебрачных отпрысков». Законы были отменены после поражения Нацистской Германии в 1945 году.

Во Франции приказ Королевского совета от 5 апреля 1778 года запрещал «белым любого пола вступать в брак с чернокожими, мулатами или другими цветными людьми». Тем не менее, это был административный акт, а не закон. При Наполеоне, однако, браки между белыми и чернокожими были запрещены законом, но недолго – до 1806 года.
В США тоже существовал закон, запрещавший смешанные браки. Он был принят в 1691 году. Запреты в том или ином виде просуществовали почти три века и окончательно утратили силу только в 1967 году.

В ЮАР законом 1950-го года были запрещены браки и сексуальные отношения между белыми и всеми, кого считали небелыми. Запреты были отменены в только 1985 году.
В Саудовской Аравии согласно законам шариата, саудовским женщинам не разрешается выходить замуж за мужчин-немусульман.
На Ближнем Востоке и сегодня смешанные браки находятся под пристальным вниманием государства. Например, в Египте правительство рассматривает все браки между египетскими мужчинами и израильскими женщинами, так как закон гласит, что гражданство египтянина может быть аннулировано, если доказано, что его брак с израильтянкой совершился с целью шпионажа.

А в Саудовской Аравии согласно законам шариата, саудовским женщинам не разрешается выходить замуж за мужчин-немусульман. Мужчинам Саудовской Аравии требуется разрешение правительства, чтобы жениться на иностранке. Они могут взять иностранку второй женой, если первая больна, является инвалидом или не может иметь детей. А жениться на женщинах из Бангладеш, Мьянмы, Чада и Пакистана вовсе запрещено.

Если говорить об азиатских странах, то в Китае запрет на браки зависел от предпочтений правящей династии. В Северной Корее в 1960-х годах начались попытки принудить граждан мужского пола, женившихся на женщинах из Восточной Европы и Африки, оформить развод.
Источники:
1. https://www.concordmonitor.com/The-American-contribution-to-Nazi-race-law-36029958
2. Meyer, B. Jüdische Mischlinge. Rassenpolitik und Verfolgungserfahrung 1933–1945. - Hamburg: Dölling und Galitz, 1999. S. 469.
3. https://www.bbc.com/news/10247437
4. https://middle-east-online.com/en/saudi-arabia-toughens-restrictions-marriage-foreigners
5. Lankov, A. The Real North Korea: Life and Politics in the Failed Stalinist Utopia. Oxford University Press, 2013. P.20.
Как быть, если родственники против брака?
Left
Right
Как обстояли дела
со смешанными браками в России?
До синодального периода в Русской Православной Церкви строго воспрещались браки православных как с иноверцами, так и с инославными (неправославными христианами). Они были разрешены только при Петре I: в 1721 году были дозволены браки с католиками, протестантами и армянами, но не старообрядцами. Только спустя много лет Высочайший указ от 17 апреля 1905 года разрешил брак православных со старообрядцами с разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, давали священнику подписку, что не будут ни осуждать своих супругов за православие, ни склонять их к принятию своей веры и что дети от брака будут крещены и воспитаны в православии.

Уже в послевоенный период при Сталине, 15 февраля 1947 года, в СССР вышел Указ Президиума Верховного Совета «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами».
Принятый при Брежневе в 1969 году Кодекс о браке и семье разрешил заключать браки с иностранцами.
В документе говорилось, что «женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации». На самом деле, после войны стране грозил демографический кризис, и массовый выезд женщин репродуктивного возраста нельзя было допустить. Создание семьи или даже роман с гражданами из других стран жёстко карались. Актриса Зоя Фёдорова за роман с американским дипломатом Джексоном Тейтом была приговорена к 25 годам лагерей.

После смерти Сталина запрет отменили, но репрессии против советских граждан, заключивших интернациональный брак, продолжались.

Принятый при Брежневе в 1969 году Кодекс о браке и семье разрешил заключать браки с иностранцами. Но чтобы это сделать, нужно было собрать большое количество документов и пройти «воспитательную» беседу с сотрудником КГБ. К тому же регистрировались такие браки только в крупных городах, и только в определенных ЗАГСах.
Семейный интернационал
Межнациональные браки в СССР
Заметное увеличение количества межнациональных браков наблюдалось после революции 1917 года. В первую очередь, это было связно с ослаблением влияния религии на межличностные отношения. Революция разрушила старые устои и начала закладывать фундамент для новых. Началось массовое распространение грамотности, людей разных национальностей признали равными. Вторая волна роста доли межнациональных союзов зафиксирована в годы Великой Отечественной войны на фоне общего снижения количества новых браков.

СССР был многонациональной страной, в которой уживались более ста наций и народностей, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития. Главная идея коммунизма – постепенное слияние наций в единую новую историческую общность – советский народ.

Создавались всесоюзные комсомольские стройки, которые расширяли связи с молодежью разных народов. Государственная политика сформировала у народов СССР уважение и интерес друг к другу, и в стране сложились все условия для увеличения процента межнациональных браков.

В 1950-е годы в бывшем СССР межнациональным был каждый 10-ый брак, в 1980-ые уже каждый 7-ой. В большинстве случаев это были браки между представителями народов, входящих в состав СССР. А вот семьи советских граждан с представителями других стран по-прежнему встречались крайне редко.

Тема межнациональных семей уже в советские годы интересовала социологов. Подробно изучая ее, они пришли к выводу, что межнациональные браки были особенно прочными.

«Главный фактор, определяющий прочность такого брака, состоит в том, что вступающие в него взвешивали все «за» и «против», т.е. вступают с большей социальной ответственностью».


То есть, межнациональные браки чаще всего были осознанными.

Все условия, созданные для существования межнациональных семей, указывали на то, что их количество будет расти с каждым годом, постепенно стирая границы этносов и образуя единый «советский народ».

_________________
Источники
1. М.Н. Руткевич «О демографических факторах интеграции» // СОЦИС, 1992, № 1.
2.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25896095
Сами по себе
Межнациональные семьи в 90-е
Идея создания единого народа закончилась вместе с Советским Союзом. И сменилась она на идею национальной обособленности. Бывшие советские республики заявили о своем суверенитете и начали активно возрождать национальную культуру и традиционные ценности. Как следствие – заметное снижение числа межнациональных браков.
Как жить в российской глубинке, когда ты не похожа на других?
Left
Right
Описанная выше ситуация с бывшими советскими республиками не могла не отразиться на межнациональной семье: обостренные отношения и серьезные межэтнические конфликты не только препятствовали заключению новых смешанных браков, но и разрушали уже созданные.
② ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Как стираются различия в 21 веке
В последние годы интерес россиян к межнациональным бракам снова увеличивался. Это связано с изменением самого общества и глобализацией.
Источник:
1.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25896095
На развитие межнациональных связей в огромной степени влияет миграция населения, которая, в свою очередь, имеет несколько причин:
1
Рынок труда
Сложившийся в мире международный рынок труда побуждает людей переезжать в другие страны в поисках лучшей работы.
2
Международное сотрудничество
Создаются международные образовательные программы по обмену студентов. В каждом российском вузе получают образование иностранные студенты, точно также российские студенты обучаются в зарубежных вузах.
3
Глобальный мир
Открытые границы и стремление развития культурного и языкового обмена увеличивает возможность знакомства с партнером другой национальности.
4
Интернет
Способствует созданию межнациональных браков интернет, где познакомиться с представителем другой национальности, пожалуй, проще всего. Существует множество ресурсов, направленных на знакомство с иностранцами непосредственно с целью создания семьи.
Социальные сети стали еще одним фактором распространения знакомств и браков между представителями различных народов. Только в российской социальной сети «ВКонтакте» было обнаружено 294 паблика о межнациональных знакомствах и браках. Суммарное количество подписчиков этих пабликов составило 4319 человек из 91 страны.
*Данные получены методом парсинга посредством сервиса Pepper.Ninja
Как понять, что это твоя половинка, если вы говорите на разных языках?
Left
Right
Несмотря на рост количества межнациональных браков и позитивного отношения к ним, Россию в этом смысле нельзя назвать однородной.

Исследователи А. Бессуднов (Эксетерский университет) и К. Монден (Оксфордский университет) выявили несколько типов (моделей) городов по структуре смешанных браков в них.

Диагонали на инфографике отражают шансы вступить в брак с представителем СВОЕГО же народа. Клетки диагонали во всех городах заметно ярче других клеток (смешанных браков). Однако заметно, что яркость диагоналей, количество национальностей и шансы по смешанным бракам в каждом городе сильно различаются.
Left
Right
⇢Как меняется ситуация
---в разных поколениях?
Уровень смешанных браков вычислялся по параметру LOR (Log odds ratios) (логарифмическое отношение шансов), который позволяет не учитывать количество представителей той или иной нации, а только их склонности к смешанным бракам.
В целом молодое поколение чаще вступает в смешанные браки, чем их родители.
Left
Right
Данные ВЦИОМ показывают отношение к браку с иностранцами в разных округах РФ:
⇢Зависят ли смешанные браки
---от уровня образования?
Можно было бы предположить, что уровень образования коренным образом влияет на возможность смешанного брака. Однако по данным проведенных исследований тенденция оказалась не столь очевидной.
Для мужчин наличие у них высшего образования почти никак не влияет на шансы выбрать себе жену другой национальности. Лишь у двух народов (казахов и туркменов) эта доля выше на величину более 10 п.п., а у шести (азербайджанцы, таджики, грузины, евреи, белорусы и латыши) оказалась даже ниже, чем у всего населения. Такие результаты не совпадают с общепринятым мнением о значительном влиянии высшего образования на создание межнациональных браков.
У девушек же наличие высшего образования намного заметнее влияет на шансы выйти замуж запредставителя другого народа. Наиболее значительны различия у таджичек, узбечек и туркменок (свыше 10 п.п.). Таким образом, женщины по данному показателю в значительно большей степени оправдывают общесоциологические соображения о влиянии мобильности и активности на шансы образования межэтнических брачных союзов.
Как борщ может объединить две культуры?
Left
Right
Однако при этом уровень образования оказался более значимым если не для принятия решения о смешанном браке, то для формирования собственного отношения о межнациональных семьях. ВЦИОМ в течение ряда лет проводит телефонные опросы населения «Как вы относитесь к бракам с иностранцами?». На основании данных по 2005, 2008, 2010 и 2018 году можно наблюдать общий рост уровня толерантности у людей всех уровней образования, снижение доли безразличных к этой теме. При этом доля позитивного восприятия международных браков остается более высокой у людей с высшим образованием.
Какие проблемы есть
у межнациональных семей
Смешанные семьи представляют из себя союз людей, имеющих противоположные культуры, разные религии, отличающиеся обычаи и традиции. На фоне этого зачастую и появляются проблемы. Супруги имеют разный менталитет и представление о взаимоотношениях внутри семьи. У них разнятся взгляды на воспитание детей, у них нет общей точки зрения на характер отношений родителей и детей, в частности матери и детей, особенно мальчиков с матерью.

Сложность отношений в таких семьях возникает и на фоне языкового барьера. Самой острой остается проблема этнической самоидентификации детей.

Все эти проблемы можно избежать лишь в том случае, если у супругов получится прийти к компромиссу в вопросе различного менталитета и воспитания.
Как лучше любить
Стратегии смешанных семей
Существуют 4 основные модели взаимодействия внутри межнациональной семьи, включающие в себя особенности отношений между супругами и между родителями и детьми. Данные стратегии могут соединяться, образуя уникальную модель отношений внутри конкретной семьи.
Отказ от обеих идентичностей
Такая модель встречается в семьях, где национальность для обоих супругов особого значения не имеет.
Мирное сосуществование идентичностей
Здесь супруги не отказываются от своих национальных особенностей, но принимают и уважают особенности другого.
Стремление переделать друг друга
Такая стратегия подразумевает навязывание своих ценностей, норм и поведенческих образцов своему партнеру. Из-за столкновения представлений о семейной жизни конфликты носят либо регулярный, либо непрекращающийся характер.
Одна идентичность подавляет другую
В таких семьях учитывается национальная особенность только одного из супругов. Дети воспитываются в культуре одной национальности, лишь незначительно знакомясь со второй.
В целом благополучие семьи зависит в первую очередь от того, какие стратегии взаимодействия внутри нее преобладают. Конечно, исключить конфликтные ситуации полностью невозможно, но все же сохранить баланс между интересами всех членов можно, если сочетать описанные выше стратегии гармонично.
③ ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Как относятся к бракам другие
Отношение к смешанным бракам становится
с каждым годом очевидно лучше.
За последние десять лет возросло количество тех, кто позитивно относится к бракам между людьми разных религий. Это доказывает статистика опроса ВЦИОМ 2020 года.
Как сильно можно любить Дагестан, если родился в Муроме?
Left
Right
Также результаты опроса показывают рост толерантности к межнациональным бракам. В период с 2010 по 2020 годы почти в 2 раза уменьшилось количество людей, негативно относящихся к смешанным бракам – с 34% до 19%. Доля граждан, позитивно относящихся к межнациональным семьям, возросла в два раза и составила 21%. Также увеличилось число тех, кто относится к данному вопросу нейтрально.
Что думают люди про смешанные браки?
Опрос городских жителей
Молодо-зелено и лояльно
Отношение к смешанным бракам людей разного возраста
Среди молодежи преобладает положительное отношение к межнациональным бракам – это 80%. Причем растет не только толерантность, но и готовность заключить такой брак. Создать смешанную семью готовы больше 50% молодого поколения. Наиболее склоны к выбору спутницы другой национальности юноши.
Как мама или как папа?
Самоопределение детей
Раньше, как правило, при создании межконфессиональной семьи один из супругов принимал веру другого, а значит – и его порядок жизнеустройства. В современном мире такая семейная модель встречается все реже, но все же не исключена.

Сейчас людям разных религий гораздо проще найти точки соприкосновения друг с другом. Часть проблем могут никак не проявляться довольно долгое время. Однако все «подводные камни» всплывают на поверхность при появлении в семье ребенка. Разные взгляды на воспитание часто возникают и у представителей одной религии и национальности, а в межконфессиональных семьях этот вопрос может стоять особенно остро. Противоположные точки зрения на стиль воспитания, распределение гендерных ролей, отношения детей к родителям служат причиной серьезных конфликтов. И если к моменту появления ребенка в межкультурной семье супруги не пришли к компромиссу в данных вопросах, то разногласия могут достичь своего максимума.
По данным исследования, наиболее часто в смешанных семьях детям присуща биэтническая идентификация. Дети относят себя к национальности обоих родителей в 41%. Выбирают национальность отца в 22,6% случаев. Реже всего встречается материнская идентификация. Это можно связать с исторической традицией.
Как смешанной паре выбрать язык,
на котором будут говорить дети?
Left
Right
Как писал Л.Н. Толстой, «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Но для межэтнических семей все иначе. Многообразие национальных традиций, смешение обычаев и культур составляют уникальный рецепт счастья каждой многонациональной семьи. Они счастливы, но все по-особому. А любые невзгоды можно пережить, если слушать и слышать своего партнера, смотреть в одном направлении, выбирать одинаковые ориентиры.
История показывает нам, что запрет межнациональных браков – признак радикализации общества в той или иной степени, в самых крайних вариантах эти запреты были присущи националистическим и тоталитарным государствам.

Негативное отношение к людям иной расы, вероисповедания и национальности (как любые стереотипы) чаще всего продиктовано скудостью личного опыта. Если смешанные семьи – наши соседи, а наши дети находят общий язык, мы отбросим все стереотипы и ярлыки.

Принятие же межнациональных браков – прививка для общества от враждебного отношения к «другим» и «непохожим».

В нынешнем веке наблюдался последовательный рост доли межнациональных союзов. При этом по проведенным исследованиям видно, что склонность к смешанным бракам и отношение к ним у разных народов и в разных российских городах очень различается, поэтому говорить о том, что происходит стирание национального своеобразия, не приходится.

Однако можно отметить общую, но явную тенденцию, что молодая и образованная часть общества относится к смешанным бракам более позитивно.

Принятию смешанных браков способствуют многие факторы: глобализационные процессы, рост миграционных потоков как внутренних, так и внешних, международное сотрудничество в разных областях. Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к росту знакомств на социальных площадках интернета.

Смешанные браки – чаще всего браки осознанные, ориентированные на последовательное выстраивание межнациональных связей и воспитание детей в ключе добрососедства.

Доля таких браков – камертон, насколько свободными в принятии собственных решений чувствуют себя жители страны. Поэтому подобный вектор исследований представляется важной диагностикой благополучия общества, его самостоятельности и гуманизма.
Тем не менее, как показывает статистика, остается достаточный процент людей, которые негативно воспринимают смешанные союзы.

Как же увеличить число людей, которые будут относиться к межнациональным семьям позитивно? Наши герои, которые рассказали нам о своем порой непростом пути к счастью, помогли найти ответ на данный вопрос: нужно говорить миру о том, что мы все равны в своем различии, а синтез культур – это путь к взаимообогащению.
Made on
Tilda